Очень-очень давно легендарный киевский князь Владимир Красное Солнышко сказал: «Питие есть веселие Руси». И вся история России это доказывает. Без водки наш русский мужик никуда. На сенокос – в комбайн полторашку самогона захватит, на поле пахать – в трактор бутылочку под сиденье запихнет, на склад работать – в будку под лавочку заветный пакет спрячет. Без самогона как-то и не работается совсем. Правда, хорошо когда работается. Но совсем другое, когда ради выпивки мужик плюет на работу, начинает лупить жену и тащит все из дома.
На деле получается, что никакое это не веселое занятие. Умирают от огромного количества за раз выпитого. Гибнут даже от пары стаканов. Не совсем верно то, что говорят: главное не количество, а качество, - потому что для России важно и количество. Душа-то у нас широкая!
А как с эти бороться? Как сделать так, чтобы в России меньше пили и, следовательно, не умирали «от веселья»?
читать дальшеЭХ, ДЕРЕВНЯ…!
Каждое лето убеждаюсь, что никакая заграница не сравниться с отдыхом в простой деревне у бабушки: огромные просторы, чистый воздух и веселые соседи. И каждое лето наблюдаю одну и ту же картину: как мужик беспробудно пьет.
На Пасху мы с мамой снова поехали в деревню. Наша бабушка сломала ногу, ходить не могла и нужно было помочь ей по хозяйству. На второй или третий день наняли вскопать огород наших соседей, Галю и Васю Кравкиных. Лопатами они у нас на огороде махали с самого раннего утра, а я сама подошла туда только к обеду – посмотреть, как у них там работа спорится.
- Давай посидим побалакаем, - предложила мне Галька, - а Васька пускай пока покапает. А то мне надоело уже с воробьями общаться...
Она плюхнулась прямо на землю, закурила Приму, а потом неожиданно спросила:
- Ты знаешь, что мы отца похоронили вот уже как месяца четыре назад? – Я не знала и была сильно удивленна. Николай Николаевич, которому было чуть больше 50-ти, был сильным и работящим мужиком, можно было даже сказать, что он не пьет, только раз в месяц даст себе гульнуть на пару дней... А тут – умер от самогонки. Галя рассказала, что они праздновали день рождение их матери. Николай Николаевич «хряпнул» пару стаканов, закусил. И еще даже не закончив жевать соленый огурец, он начал сползать с кресла.
- Он в лице побледнел, как простыня. Я кинулась к нему, пыталась привести в чувство. Крикнула Ваське, чтобы ведро холодной воды принес. Это ведро он на отца и бухнул... Смотрю – батя застонал, глаза вроде приоткрыл. Мы его на койку-то перетащили, а спустя 10 минут смотрю – не дышит уже... Врачи сказали, что умер от отравления алкоголем... Мы эту самогонку-то когда пить начали, сразу заприметили, что она вонючая какая-то... Но она всегда воняла по-страшному, а тут... Кривой-то мужик, что у вас там рядом живет, тоже самогонкой этой отравился. Два дня пытался в себя прийти... Вроде пришел…
А потом Галька начала перечислять мне имена тех деревенских мужиков, и наших, и с соседних поселков, которых я знала. Человек 12-15 перечислила. И все они умерли от пьянки.
…От Гальки узнала, где именно они самогон этот купили. У Светочки Вольниковой в Лесхозе. У нас в деревне несколько основных точек сбыта алкоголя – на Хреновом поселке (да-да, именно так и называется!) в четырех домах и в Лесхозе у Светочки. У нее точка самая прибыльная, потому что территориально выгодно расположена – рядом склады, мастерская, точка сбора и отправления комбайнов в поля, клуб, наконец, где вечерами молодежь собирается. Чтобы на Хренов не бежать, мужики днем к ней наведываются, а вечером – ребята заскочат перед дискотекой…
Вечером пошла с ребятами в клуб. Чтобы не нарушать существующую традицию проставляться за приезд и за отъезд, нужно было сбегать за самогонкой. На мой вопрос, где лучше всего взять нормальное «питье», ребята мне ответили:
- Лучше на Хренов пойти – там в одном месте пол-литра еще тридцатник стоит. У остальных на пять рублей дороже.
- Я вообще-то имела в виду, нормальное по качеству, а не по цене… Может, у Светочки взять, чтобы далеко не бегать?…
Тут ребята общим неодобрительным гулом выразили свое мнение:
- Ты что?! Умереть хочешь сразу же? Раньше у нее самогонка нормальная была, а сейчас она то ли димедрол туда добавлять стала, то ли табак, то ли еще муть какую. Пить ее еще можно, нос зажав, зато потом с постели хрен встанешь…
Ребята на мотоцикле поехали на Хренов. Спустя полчаса вернулись с пустыми руками и с руганью, что ни у кого ничего не было. Пришлось идти к Светочке…
Стучусь в дверь. Открывает мне сама хозяйка дома:
- Ой! Давно приехала?.. Надолго?.. Как бабушка?.. – наседкой закудахтала она, по-хозяйски пересчитывая деньги, которые я ей отдала.
- Теть Свет, вы только нормальную дайте ребят угостить, - говорю ей.
- Конечно-конечно, разве я когда плохую продавала?! – сказала она и ушла вглубь дома. Вернулась с полутора-литровой пластиковой бутылкой, где плескалась чуть ли не кристально чистая жидкость…
Запах немножко был апельсиновый, вкус мягкий, да и пилась она довольно-таки легко… Полтора литра на такое большое количество человек оказалось мало. Спустя час пришлось идти за добавкой. Только на этот раз в дверь стучалась не я, а паренек один, Пашка. Из-за темной ночи меня вообще видно не было, зато я видела, что она, пересчитав деньги, в дом не пошла, а открыла 40-литровый бидон, стоящий прямо в прихожей. Было видно, что жидкость имела уже не кристальную чистоту, а какой-то мутно-желтоватый оттенок. Пашка вышел с бутылкой. Я ее открыла и мне в нос ударил просто отвратительный запах, напоминающий чем-то автомобильную жидкость.
- Ничего, - говорит чуть поддатенький Пашка, - главное выпить не нюхая…
Все и выпили. Спустя полчаса все уже были пьяны. А наутро все ходили, хватаясь за больную с похмела голову. Было понятно, что такой эффект получился как раз после второй партии самогонки - там каждому-то досталось по 50 грамм, но срубило всех…
На следующий день как раз Светочка пришла к нам, бабушке пенсию принесла (она на почте работает). Дома никого не было, мама с бабушкой пошли гусынь на яйца сажать. Решила у нее спросить насчет ее «товара». Она рассказала, что самогонный аппарат у нее круглые сутки в рабочем состоянии, клиентов, мол, много, и свои и чужие знают. Приходится как-то выкручиваться из ситуации, чтобы товар постоянно имелся в наличии. Раньше она очень бережно относилась ко всем технологическим требованиям на всех этапах приготовления (их всего 5: выбор и подготовка исходного сырья; брожение; перегонка; очистка самогона; придание самогону вкусовых, ароматических и цветовых качеств). Не всегда было у нее время очистить самогон, не всегда исходное сырье можно было купить (деревня все-таки, где сахар в дефиците иной раз бывает). Она специально для своего «бизнеса» в поле помимо картофеля еще и сахарную свеклу сажает. Но самогон из сахарной свеклы не годится для «тонкой» хорошей самогонки. Он больше подходит для простых, острых и резких напитков, которые по качеству намного хуже получаются. А когда она самогон из картофеля делает, то не всегда перегоняет его второй раз или дополнительно очищает. Вот и получается напиток мутный, с дурным запахом и вкусом. При этом она божилась и клялась, что никакого димедрола и табака в напиток при перегонке не добавляет…
…Вечером перед дискотекой ребята снова отправились к Светочке. Стучать к ней в дверь направили меня. И, как в прошлый раз, она принесла самогон из дома, не стала наливать из бидона в прихожей…
…Все равно, как ни крути, в деревне умирают либо от глубокой старости, либо от алкоголя. Да и не только в деревне…
КАК ПЬЮТ В РОСИИ. НЕМНОГО ИСТОРИИ.
Самогоноварение появилось еще в Древней Руси, но варили напиток не на продажу, а только для себя или для своих гостей. Сейчас же ради того, чтобы продать побольше, не заботятся о качестве продукта. Потому что знают, что русский мужик все равно пил, пьет и будет пить то, что горит… В деревнях к самогоноварению относились всегда намного бережнее – знали, что пьют свои люди, и лучше сохранить качество продукта. А в городе, где все основано на поиске путей заработать деньги более легким и доступным способом, качество продукта стоит на одном из последних мест. Но все равно, как ни крути, даже выпитые 400 г качественного спирта может привести к смерти.
А это стало в сто раз опаснее, потому что сейчас в России пьют не только мужчины, но и женщины, и дети. Россия находится в так называемом «поясе крепких напитков», который расположен от Шотландии до Прибалтики и захватывает при этом Польшу и Россию. У этого пояса есть три характерные черты: крепкие напитки предпочитают по традиции, крепкие напитки употребляют в больших количествах, и, последнее, пьянка всегда проходит шумно и шаловливо-грубо.
К тому же Россия стоит на первом месте по разнице между продолжительностями жизней мужчин и женщин – 14 лет. Например, в мусульманских странах, где не пьют, эта разница составляет всего 4-5 лет. В странах «пивного пояса» - 6 лет, «винного пояса» - 8 лет, «водочного пояса» - 10 лет. Получается, что чем крепче напиток, тем хуже для здоровья. Особенно если употреблять его в больших количествах.
Нордические страны Европы пережили многие серьезные алкогольные проблемы. Например, в Северной Европе XIX века была традиция «святого понедельника», когда «догонялись» после бурно проведенных выходных. В Ирландии самогон всегда был в почете среди всех слоев населения, включая женщин и детей. В Лондоне женщины всегда ругали тот день, когда мужчины получали зарплату. Они шли ее пропивать в ближайший кабак. Такие же проблемы были и в Германии, Финляндии, Швеции.
В настоящее время в России умирает каждый третий от спиртного. Отравился, по пьяни бухнулся с балкона, подрался, да и просто перепил лишнего. По расчетам Александра Немцова, главного эксперта по алкогольной смертности НИИ психиатрии, абсолютные потери от алкогольной смертности могут достигать до 750 тыс. в год. А это именно та цифра, на которую смертность в России превышает рождаемость!
Еще одна цифра от А.Немцова – 15,3 л чистого спиртного идет на душу населения. Правда, Госкомстат насчитывает всего 7 л. легально произведенной выпивки. Но легально производится только половина из того, что мы пьем.
Участковый района Медведково, Клоков Владимир, рассказывает, что 1/4 семей из его района – пьющие, причем не исключаются даже подростки, начиная с 13-летнего возраста. И все, кстати, в один голос твердят, что не пьют! Или пьют, как все…
Вот и получается, что в год россиянин в среднем выпивает около 7 л спиртного (было бы все не так страшно, ведь в Норвегии выпивают по 5 л., да только смертность от пьянства там всего 2%).
Немцов из НИИ психиатрии говорит, что у тех, кто опрашивается при таких социологических опросах по поводу алкоголя, срабатывает фасадная психология. Например, человек в день выпивает бутылку водки, а на вопрос «Сколько сегодня выпил?» отвечает, что не больше стакана. И что самое интересное, он искренне верит в то, что говорит чистую правду. Несколько лет назад независимыми финскими исследователями было это доказано – у людей не только спрашивали, но и брали кровь на анализ. После этого анализа выяснилось, что на словах и финны и русские пьют одинаково, да только на деле получалось, что русские пьют в несколько раз больше.
Вот и верь после этого социологическим опросам. Четыре месяца подряд американский ученый со своими сотрудниками наблюдали за семьями в 73 областях России – смотрели, что пьют, сколько пьют, как часто пьют. Выяснилось, что среди всех наблюдаемых старше 10 лет нет ни одного абсолютного трезвенника! Почти как 20 лет назад… До 1985 года, когда случился горбачевско-лигачевский «сухой закон».
Тогда цены на водку подняли, торговлю ограничили, производство вина стали сокращать, на самогонщиков «наехали». Короче, сложно было простому и небогатому советскому гражданину выпить по-человечески. Этого власти и добивались. Средний советский человек в тот год выпил на 5 л меньше, кладбища недосчитались трех миллионов клиентов (смертность среди мужчин понизилась на 12%, среди женщин – на 7%, а гибель от алкогольных отравлений – на 56%!).
Но «шок» прошел, и население тут же взялось исправлять ситуацию - оба показателя поползли вверх старыми темпами. И так бы и ползли, если бы не распад СССР.
С 1992-го по 1996 г. в России пьют спирт «Рояль» - главная компенсация за свободные цены и рыночные отношения. В стекле - подороже, в пластиковых пол-литровых фляжках - подешевле. Из-под полы продавали все: самогон, спирт (либо технический, либо медицинский), черемичную воду (ей вшей травят).
Отрава тогда появилась на любой вкус и цвет. Желтая, розовая, голубая... Смертность подскочила, но не только из-за массовых отравлений - случилось то, что ученые называют «отложенными рисками». Кроме тех, кто по плану должен был умереть от алкоголя, ушли на тот свет еще и те, кому из-за «сухого закона» не удалось это сделать с 85-го по начало 90-х.
В 1993 г. власти снова испугались. Лицензии, сертификаты, квоты на спирт для заводов и на объемы производства. Ельцинский указ назывался «О восстановлении государственной монополии...», но речь шла только о контроле за пьяным рынком. Смертность снизилась к 1996 г. Без государственной помощи. Просто все, кто крепко взялся за бутылку, к тому времени умерли, а новые жертвы алкоголя еще не созрели.
Потом потребление алкоголя упало еще раз во время кризисного 98-го, после чего, в 2000-м, зафиксировалось около отметки - 15,2 л в год на человека - и с тех пор тихонько ползет вверх.
ТАК ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?!
Дело в том, что выпивка в России стоит копейки. Среди демографов распространено мнение, что цена бутылки алкоголя должна быть сопоставима с ценой пары обуви. Североевропейские страны применили именно такую меру против алкогольной эпидемии – установили высокую цену на выпивку. В Швеции бутылка водки стоит 23$, в Финляндии – 21,2 $, в Норвегии – 32$. А в России – 2,5$. «Паленая», ясное дело, и того дешевле. А власти все думают, что снизиться алкогольная смертность только за счет того, что на рынке будет меньше «левой» выпивки.
Если в России поднять цену на водку, то ее будут употреблять меньше. Зато присосутся к пиву и самогону как к замене. А.Немцов считает, что это – наиболее реалистичный сценарий преодоления сверхсмертности в России. Хотя это вряд ли положительно повлияет на смертность, но вряд ли такое замещение станет массовым. Тем более, сравнительные исследования токсичности водки и самогона показывают, что самогон в среднем не более токсичен и опасен, чем качественная водка.
Можно ввести и другое ограничение – запретить продажу спиртного в определенные часы. Ночью, например. Чтобы не было возможности пойти в ближайший ночной магазин и «догнаться».
Или введение государственной монополии на розничную продажу. Это помогло Швеции, Исландии, Норвегии, Финляндии, Канаде и некоторым штатам США. Из-за того, что алкоголь стали продавать в государственных заведениях, власти смогли контролировать большую часть алкогольного рынка и смогли перевести население от наиболее опасных крепких напитков к более легким.
Но еще один влияющий фактор потребления алкоголя – это доходы граждан. Риск быть алкоголиком растет вместе с индивидуальным доходом. Плюс к этому у нас нет никакого религиозного запрета или какой-либо ограничительной политики государства по этой проблеме.
А будет ли готово наше общество к введению такой ограничительной политики? Многие считают, что нет, что такая политика может вызвать критическую общественную реакцию. Хотя социологические исследования показывают, 58 % россиян более или менее положительно относятся к антиалкогольной политике 80-х, хотя она и было недостаточно продуманной. И столько же граждан поддержали бы такую политику сегодня, когда проблема стоит более остро.
Но итог все равно один: надо меньше пить!

@музыка: HIM
@настроение: рабочее-сессионное
@темы: Творчество
Не за что)
Надеюсь, что моему преподу этот текст также понравится, а то к экзамену я допущена не буду)))
Ой ё-маё... Если не оценит... блин! На второе меня уже не хватит...
А вообще... никто меня тут не спрашивает...
А вообще... никто меня тут не спрашивает...
Да брось ты! Мне всегда твое мнение интересно -)
За жесткую критику прошу прощения.
Не извиняйся -) Сама знаю, что получилось не ахти и правила расследования не соблюдены -) Лишь бы прокатило -)
Слушай, а вы у него по поводу репорта моего не спрашивали?
Слушай, а вы у него по поводу репорта моего не спрашивали?
Мы когда к нему сегодня приехали, он только наши репорты прослушал, и все. Он даже ни мое, ни Настино расследование еще не прочитал. Все на экзамене и выяснится, получается...